Письмо ДФМиВК Банка России от 04.10.2019 № 12-4-5/6091

При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

Статья предназначена для НФО, поскольку в ней анализируются нормативные акты Банка России и соответствующие формы отчетности.

Дата актуализации статьи — 28. 2019. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Одной из основных обязанностей НФО в сфере ПОД/ФТ является представление сведений в Росфинмониторинг.

Отчетность в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) должна представляться с 30 мая 2015 года — даты вступления в силу Указания Банка России от 15. 2014 N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

С 23 марта 2019 г. действует Указание Банка России от 17. 2018 N 4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7. 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Указание N 3484-У утратило силу.

Наличие системы форматно-логического контроля (ФЛК) в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга не позволит отправить ФЭС, содержащее явные ошибки. Тем не менее, не все недочеты выявляются посредством ФЛК.

Чаще всего ошибки допускаются в сообщениях о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (форма ФЭС 04).

Тип данных “Сведения об НФО (филиале НФО)” (НФО)

Вместо полного наименования НФО указывается сокращенное.

Например, в показателе «Полное фирменное наименование организации» часто указывают — ООО «Ломбард», КПК «Взаимопомощь» или ООО МКК «Микрозайм».

Правильно будет указать соответственно Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард», Кредитный потребительский кооператив «Взаимопомощь» или Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Микрозайм».

Некорректно заполняются показатели типа данных «Адрес».

Очевидные ошибки в заполнении показателей типа данных «Адрес» выявляются на этапе проверки правильности оформления ФЭС:

  • нарушена последовательность указания смысловой части и сокращенного наименования типа показателя (например, указано «г Санкт-Петербург» вместо правильного «Санкт-Петербург г»);
  • отсутствие сокращенного наименования типа показателя  (например, указано «Москва» вместо правильного «Москва г») .

В некоторых случаях при проверке ФЛК будет выявлена ошибка «Не указан или неправильно указан населенный пункт в адресе места регистрации/жительства ЮЛ, ИП резидента, представляющего сведения».

Даже в размещенных в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга инструкциях по отправке отчетности не соблюдены правила заполнения в ФЭС показателей типа данных «Адрес».

К сожалению, проверка ФЛК не выявляет такую ошибку в заполнении показателя как проставление точки после сокращенного наименования типа показателя (например, «Пенза г. » вместо правильного «Пенза г»).

Ошибочно заполняются показатели, содержащие сведения о количестве клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию).

Причина этой самой распространенной ошибки кроется в некорректном описании полей ФЭС, искажающем смысл данной группы показателей.

Так, например, в случаях, когда по результатам проверки не выявлены фигуранты Перечня террористов и Решений МВК, при заполнении ФЭС 04 многие НФО в группе показателей «Количество клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию)» вполне логично указывают общее количество проверенных клиентов.

Однако, это не соответствует описанию данных показателей: «Указывается общее количество клиентов – организаций и физических лиц, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, подлежавшие применению в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ за проверяемый период».

Таким образом, нужно посчитать и указать не общее количество клиентов, в отношении которых отсутствовали основания для блокирования (замораживания) активов, а лишь тех клиентов, к которым такие меры должны были быть применены, но это не было сделано, например, по причине отсутствия соответствующих денежных средств или иного имущества.

Если по результатам проверки не выявлены фигуранты Перечня террористов и Решений МВК, в показателях, содержащих сведения о количестве клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию), проставляется «0».

Запрос от 31. 2019 № 02-05/444

Ассоциация просит дать разъяснения по вопросам формирования электронного документа в виде формализованного электронного сообщения (далее – ФЭС), предусмотренного Указанием № 4936-У в соответствии с порядком, установленным Правилами.

Правильно ли понимать, что при осуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или лица, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию такой организации или лица (за исключением операции по  зачислению денежных средств), подлежит приостановлению на 5 рабочих дней и сообщение о приостановлении операции направляется в уполномоченный орган по коду операции 7001?

Правильно ли понимать, что, исходя из требования абзаца 5 пункта 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, код операции 7004 применим только к операциям по проведению ранее приостановленной операции?

Какой код следует присвоить операции, совершенной по истечении дополнительного срока, на который она была приостановлена на основании абзаца 3 статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ?

По какому коду кредитной организации следует направить сообщение о приостановлении операции в случае, если хотя бы одной из сторон является лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества?

Правильно ли понимать, что в отношении операции, предусмотренной подпунктом 3 пункта 2. 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, сведения о приостановлении и ее последующем проведении представляются в уполномоченный орган по одному коду — 7006?

Согласно Правилам кредитная организация направляет информацию по операциям с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в отношении которых вынесено решение суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, по коду операции 7003.

Поскольку определение суда содержит конкретные счета, номера карт, по которым необходимо приостановить операции, а также указание конкретного банка, в котором они открыты, а Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит обязанность выявлять операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в отношении которых вынесено решение суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, то:

б) должна ли кредитная организация приостанавливать операции, если указанное в определении суда лицо находится у нее на обслуживании, но определение суда не содержит счета, открытые именно в данной кредитной организации?

В соответствии с Правилами сведения об операции по коду 7103 направляются в уполномоченный орган в случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом, совершается организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в случае частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 7 статьи 7. Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае принятия решения Совета Безопасности ООН, решения об удовлетворении заявления о полной отмене мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

а) сохраняется ли на стороне банка обязанность выявлять и направлять сообщения по коду операции 7103 обо всех операциях лица, в отношении которого было принято решение о полной отмене мер по замораживанию (блокированию) денежных средств;

б) принятие решения о полной отмене мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества является основанием для исключения такого лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения?

Правильно ли понимать, что из всех кодов группы 70 только по кодам 7001, 7004 и 7006 могут быть направлены как сообщения о приостановлении операции, так и сообщения о проведении операции после ее приостановления, т. одна и та же операция может быть направлена дважды?

Показатель 2 «Код организации или физического лица» таблицы 2. 15 Правил заполняется информацией об уникальном цифровом идентификаторе организации или физического лица, включенного соответственно в Перечень, Решение, Перечень ФРОМУ.

Таблица 3. 2 Правил «Состав и формат информационной части ФЭС об операциях, подлежащих обязательному контролю, о подозрительных операциях, а также об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) пунктом 8 статьи 7. 5 Федерального закона № 115-ФЗ» содержит показатель 31 «Идентификатор участника операции, включенного в Перечень, Решение, и (или) Перечень ФРОМУ», содержащий информацию об уникальном цифровом идентификаторе, присвоенном такому участнику операции при включении в соответствующий Перечень.

На сайте уполномоченного органа в личном кабинете размещено «Описание структуры и формата XML файла v. 2, содержащего Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (Перечень)» (далее — Описание). Таблица 2. 2 Тип данных «TERRORISTS» Описания содержит следующие показатели:

  • идентификатор субъекта (тег ID_NEW) — системный уникальный номер субъекта, используемый при указании уникального идентификатора участника операции, включенного в Перечень;
  • номер субъекта (тег NUM) в Перечне по типу субъекта. Для каждого типа субъекта номер присваивается с 1 в порядке возрастания наименования субъекта. Данный показатель будет удален 01.07.2019.

Какой показатель из описания следует указывать в вышеуказанных показателях таблиц 2. 15 и 3. 2 Правил?

Дата вступления в силу Правил — 15. 2019, а 27. 2019 вступили в силу изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ в части включения обязанности кредитной организации выявлять операции по получению физическим лицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты, эмитированной иностранным банком, зарегистрированным на территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, входящих в перечень, утвержденный уполномоченным органом (подпункт 1. 5 пункта 1 статьи 6). Положение № 321-П не предусматривало кода вида операции для таких сообщений.

С каким кодом вида операции необходимо направлять такие сообщения в уполномоченный орган?

Читайте также:  Код ошибки 0xs0000225

Что следует понимать под иными условиями, определяющими сроки пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, применительно к показателям 9 «Дата начала срока действия права пребывания (проживания) в Российской Федерации» и 10 «Дата окончания срока действия права пребывания (проживания) в Российской Федерации» таблицы 2. 2 Правил?

Показатель 1 «Код вида документа» таблицы 2. 8 Правил является обязательным. Каким значением заполнять данный показатель для кода операции 1009, если пунктом 3. 9 Положения № 266-П предусмотрено, что при совершении клиентами операций по получению или внесению наличных денежных средств в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте с использованием платежных карт в банкоматах документ, подтверждающий совершение указанных операций, не оформляется?

Правильно ли понимать, что в случае если операции по коду 1009 совершена без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации (снятие наличных в банкомате), заполнению подлежит только блок со сведениями по получателю по операции, а блок со сведениями по лицу, совершающему операцию, не заполняется (отсутствует)?

Допускается ли использование иных источников для заполнения ФЭС, помимо учредительных документов, например, данных о наименовании, содержащихся в ЕГРЮЛ, в целях заполнения показателя 1 «Наименование юридического лица (филиала (представительства) юридического лица)» таблицы 2. 9 Правил? Допускается ли использование общепринятых сокращений при указании организационно-правовой формы юридического лица (ПАО, ООО и т

Предлагаем рассмотреть вопрос об уточнении описания структуры показателя. Просим принять во внимание, что в случае, если по действующей клиентской базе наименования внесены в соответствии с иными источниками, например, выпиской из ЕГРЮЛ, потребуется выверка всех значений на предмет их буквального соответствия учредительным документам.

Верно ли понимать, что кредитные организации используют имеющуюся у них информацию для заполнения полей ФЭС применительно к лицам, не находящимся на момент совершения операции на их обслуживании, только в объеме (в пределах) информации, включенной в первичный расчетный документ по операции либо документ, подтверждающий совершение соответствующей сделки, на которую формируется ФЭС?

Корректно ли понимание, что если участником операции является лицо, ранее находившееся на обслуживании, но прекратившее отношения с представляющей сведения кредитной организацией (например, выступающее в качестве контрагента по операции), то имеющиеся у кредитной организации идентификационные сведения о таком лице, актуальные на момент прекращения отношений, нет необходимости указывать в ФЭС ввиду их вероятной неактуальности, поскольку обязанность по их обновлению прекращена?

Какие сведения следует указывать для филиала (представительства) некоммерческой организации (далее — НКО) в Российской Федерации, не зарегистрированной в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц в показателе 5 «ОГРН (ОГРНЮЛ)» таблицы 2. 9 Правил? НКО — нерезидентам может не присваиваться НЗА в силу закона, они имеют реестровый номер в Реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Предлагаем отразить данные аспекты в описании структуры показателя для филиала (представительства) юридического лица в Российской Федерации (за исключением НКО, не зарегистрированных в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц) — номер записи об аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, регистрационный номер юридического лица по месту учреждения и регистрации.

С учетом того, что Положение № 499-П не устанавливает требований по установлению даты записи об аккредитации филиала (представительства) иностранного юридического лица, аккредитованного на территории Российской Федерации (без учета процедур продления аккредитации), просим уточнить, корректно ли понимать, что показатель 8 «Дата записи об аккредитации» таблицы 2. 9 Правил может быть заполнен сведениями о наиболее ранней дате аккредитации, имеющейся в кредитной организации либо сведениями о дате начала осуществления деятельности иностранного филиала, представительства в Российской Федерации, внесенной в РАФП?

В случае положительного ответа предлагаем рассмотреть вопрос об уточнении описания структуры показателя в следующей формулировке: «в случае если участником операции является филиал (представительство) иностранного юридического лица, аккредитованный (аккредитованное) на территории Российской Федерации (за исключением НКО, не зарегистрированных в РАФП) — дата записи об аккредитации (без учета процедур продления аккредитации) либо дата начала осуществления деятельности иностранного филиала, представительства в Российской Федерации, внесенная в РАФП (в случае отсутствия таких сведений в РАФП, сведения о дате аккредитации могут быть внесены на основании самого раннего из имеющихся в кредитной организации свидетельств либо иных документов, подтверждающих аккредитацию филиала, представительства на территории Российской Федерации)».

Как следует заполнять показатель 2 «Признак резидента (нерезидента) единоличного исполнительного органа» таблицы 2. 1 Правил при отсутствии у кредитной организации обязанности по установлению данного признака в отношении представителей клиентов, а также возможного отсутствия данных по лицам, не являющимися клиентами кредитной организации, представляющей сведения?

Предлагаем добавить признак невозможности установления сведений, а также сделать показатель условным.

Какие значения следует использовать при заполнении показателя 11 «Признак документа, удостоверяющего личность» таблицы 2. 10 Правил для лиц, которым разрешен безвизовый въезд в Российскую Федерацию, имеющих миграционную карту, а также для лиц, которые имеют визу (например, дипломатическую), при этом у них отсутствует миграционная карта на законных основаниях?

Правильно ли понимать, что данный показатель принимает значение <6> по документам, удостоверяющим личность всех иностранных граждан, которым разрешен безвизовый въезд и пребывание на территории Российской Федерации (не только по документам граждан Белоруссии, для которых разрешен въезд без визы и без миграционной карты) и по этой категории физических лиц не требуется заполнение показателя 14 «Сведения миграционной карты» таблицы 2. 10 Правил? Если нет, и по документам, удостоверяющим личность, иностранных граждан, которым разрешен безвизовый въезд и пребывание на территории Российской Федерации, показатель должен принимать значение <2>, то каким образом для этой категории физических лиц заполнять показатель 13 «Сведения о документе, подтверждающем право на пребывание (проживание) в Российской Федерации» таблицы 2. 10 Правил?

В каких случаях может быть проставлено значение <8> (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые на момент совершения операции не находились на территории Российской Федерации)?

Просим пояснить методологию заполнения показатель 19 «Признак принадлежности к публичным лицам» таблицы 2. 10 Правил в отношении представителей клиентов кредитных организаций с учетом того, что действующее законодательство не возлагает на кредитные организации обязанности по выявлению среди представителей клиентов публичных должностных лиц, соответственно информация о принадлежности представителя к данной категории может отсутствовать.

Допускается ли в таком случае использовать признак <0>? Допускается ли использование признаков <3> и <4> для соответствующих РПДЛ и их родственников в случае включения в правила внутреннего контроля кредитной организации расширительного подхода к определению данного понятия с учетом международных стандартов группы, к которой принадлежит кредитная организация (например, использования признака <4> не только для близких, но и иных родственников либо сводных братьев (сестер) должностного лица)?

Таблица 2. 11 Правил Тип данных «Сведения об иностранной структуре без образования юридического лица» (ИНБОЮЛ): правильно ли понимать, что, исходя из описания блока ИНБОЮЛ (строки 6, 7 таблицы 2. 11 Правил), при наличии нескольких учредителей и управляющих, информация и адрес таких лиц становится множественным показателем?

Блок данных «НаимУчредитель» таблицы 2. 11 Правил предусматривает только ФИО учредителя, в то время как XSD-схема предлагает вариацию ФИО или наименование юридического лица. То есть описания наименования юридического лица в Правилах нет. В данной ситуации следовать XSD-схеме?

Какой источник сведений использовать в целях заполнения показателя 2 «Наименование банка» таблицы 2. 13 Правил?

В показателе «Время совершения транзакции с использованием ЭСП» следует указывать часовой пояс расположения терминала проведения транзакции с электронным средством платежа (далее – ЭСП) или процессингового центра, принявшего операцию в обработку? Как следует заполнять данный показатель по операциям, поступившим по системе КлиентБанк / Мобильный банк?

Какой формат заполнения показателей 14 «Время совершения транзакции с использованием ЭСП» таблицы 3. 2 Правил и 8 «Время применения мер по замораживанию (блокированию)» таблицы 3. 3 Правил следует использовать в случае, если операция совершена в Москве?

11:11:11 (МСК) (г. Москва);

Какой порядок заполнения показателя 14 «Время совершения транзакции с использованием ЭСП» таблицы 3. 2 Правил в случаях, когда кредитная организация не располагает сведениями о точном времени совершения операции в указанном формате, например, при поступлении от международных платежных систем информации о совершении транзакции с использованием ЭСП другой кредитной организации, в частности, по транзакциям в банкомате, времени в <ЧЧ:ММ> без указания секунд? Будет ли верным понимать, что в данном случае сведения могут быть заполнены значением в формате <ЧЧ:ММ:00> (с указанием нулей в части показателя, касающегося секунд)?

Просим рассмотреть вопрос об исключении требований об указании в показателе 14 «Время совершения транзакции с использованием ЭСП» таблицы 3. 2 Правил времени с учетом часового пояса, поскольку в ряде случаев кредитные организации располагают только сведениями о московском времени совершения транзакции.

Будет ли верным понимать, что под временем совершения транзакции с использованием ЭСП возможно понимать время авторизации распоряжения на совершение операции с ЭСП клиентом для последующей его передачи на исполнение в кредитную организацию?

Правильно ли понимать, что показатель 22 «Сумма продаваемой валюты» таблицы 3. 2 Правил используется только для конверсионных операций с наличной валютой? В случае положительного ответа предлагаем рассмотреть вопрос об уточнении описания структуры показателя.

В случае, если показатель 28 «Тип участника операции (сделки)» таблицы 3. 2 Правил принимает значение <0>, т. невозможно установить тип участника операции (сделки) (для участника операции (сделки), не являющимся клиентом кредитной организации (филиала кредитной организации), представляющей (представляющего) сведения в уполномоченный орган), какую таблицу использовать для заполнения информации об участнике?

Какое значение (<2> или <6>) необходимо указать в показателе 10 «Код признака операции (сделки)» таблицы 3. 2 Правил при представлении сведений об операции по безналичному переводу денежных средств со счета одного юридического лица на счет другого юридического лица с назначением платежа «оплата векселя»?

Каким значением необходимо заполнять показатели 12 «Наименование платежной системы на стороне лица, совершающего операцию» и 13 «Наименование платежной системы на стороне получателя по операции» таблицы 3. 2 Правил по операции:

  • зачисления денежных средств, поступивших через РКЦ на счет клиента кредитной организации;
  • прием денежных средств наличными для их последующего перевода по системе «Золотая корона»;
  • когда в назначении денежных средств, поступивших безналично на счет клиента, указан идентификатор электронного кошелька Paypal?

В каких случаях показатель 27 «Код статуса участника операции (сделки)» таблицы 3. 2 Правил может принимать значение <6> — выгодоприобретатель по операции (сделке) на стороне лица, совершающего операцию (сделку)?

Читайте также:  В ходе выполнения операции wsman enumeration возникла ошибка код ошибки 2150858770

Показатель 32 «Сведения о юридическом лице (филиале (представительстве) юридического лица)» таблицы 3. 2 Правил должен заполняться сведениями о юридическом лице (филиале (представительстве) юридического лица) участнике операции (сделки), актуальными на дату совершения (приостановления) операции. Состав показателя определен в таблице 2. 9 Правил.

Нужно ли заполнять все данные о юридическом лице или только в части актуальных (изменившихся) данных?

Каким значением необходимо заполнить показатель 42 «Вид перевода денежных средств» таблицы 3. 2 Правил по операции внесения наличных денежных средств на свой банковский счет у одного оператора по переводу денежных средств (показатель 57 «Код характера операции» принимает значение <1>)?

Каким образом заполнять показатели 42-56 и показатели 57-60 таблицы 3. 2 Правил по операциям с кодами 1003, 1004, 1007?

Правильно ли понимать, что, согласно Правилам, в случае, если наличные денежные средства вносятся снимаются на свой банковский счет/со своего банковского счета, либо операция проводится с использованием платежной карты, эмитированной иностранным банком, зарегистрированным на территории иностранного государства (операции проводится через банкомат/кассу), то заполнению подлежат только сведения о лице, совершающем операцию?

Предлагаем рассмотреть вопрос об исключении показателей 8-10 «Общее количество клиентов — организаций и физических лиц», «Количество клиентов — организаций», «Количество клиентов — физических лиц» таблицы 3. 4 Правил.

Просим рекомендовать методологию выявления сделок с драгоценными металлами, предполагающих использование кодов С10-С50 приложения 4 к Правилам, поскольку на практике многие бытовые и иные товары содержат такие металлы, и практическое применение указанных кодов представляется затруднительным без определения однозначных критериев отнесения сделок к подлежащим обязательному контролю по коду 5005.

Правильно ли понимать, что показатели, установленные Правилами, должны присутствовать в составе конкретного блока данных только в том случае, если данный блок данных задействован (например, из договора известно имя единоличного исполнительного органа (далее – ЕИО) контрагента клиента, но паспортных данных нет)? Просим дать пояснения по блокам с адресами, если блок адреса для конкретного субъекта/объекта не задействован, то правильно ли понимать, что нет необходимости включать в файл предписанные показатели из блока с адресом?

В случае наличия у клиента денежных средств на нескольких счетах либо нескольких видов имущества, подлежащих замораживанию, корректно ли понимать, что необходимо сформировать ФЭС в отношении каждого из счетов / видов имущества?

В случае, если платежное поручение подписано единоличным исполнительным органом клиента  юридического лица, правильно ли включить в ФЭС информацию о ЕИО единожды в разделе «Сведения о юридическом лице (филиале юридического лица, представительстве) и его единоличном исполнительном органе» и не дублировать эти же сведения в разделе «Сведения о лицах, участвующих в проведении операции, а также выступающих выгодоприобретателями по операции»?

Если у юридического лица (ЮЛ1) ЕИО является юридическое лицо (ЮЛ2), то какое лицо следует включать в ФЭС в качестве ЕИО ЮЛ 1:

  • ЮЛ2 или
  • ЕИО у ЮЛ2?

Как правильно формировать ФЭС об операции, совершенной по банковской карте:

  • на основании бухгалтерской проводки или
  • на основании транзакции?

Имеет ли право кредитная организация направить сообщение об операции (например, при реорганизации юридического лица) или сделке (например, сделке с недвижимым имуществом), выявленной по прошествии трех дней после ее проведения, в трехдневный срок после ее выявления?

Правильно ли понимать, что дату выявления кредитной организацией операций по кодам 1008 и 4005 можно зафиксировать в показателе 9 «Дата выявления операции» таблицы 3. 2 Правил?

Правильно ли понимать, что раздел «Сведения о переводах денежных средств, в том числе электронных денежных средств» таблицы 3. 2 Правил заполняется только для безналичных операций? Если это так, просим пояснить по каким переводам показатель 42 «Вид перевода денежных средств» таблицы 3. 2 Правил может принимать значения <2>, <4>, <5>, <6> и <8>?

Требуется ли по операции снятия клиентом со своего счета наличных денежных средств у одного оператора заполнять в ФЭС блок «Сведения о переводах денежных средств, в том числе электронных денежных средств»?

Какой вид документа согласно приложению 2 к Правилам необходимо заполнять при направлении ФЭС с кодом видов операций 1003 и 1004, с учетом того, что при проведении валютно-обменной операции клиенту выдается справка о проведении операции, а сама операция отражается в реестре операций с наличной валютой и чеками?

Обязан ли банк хранить ФЭС без УКЭП для каждого ФЭС для последующего предоставления при проверке Банка России? Обязан ли банк вести базу направленных сообщений?

Письмо ДФМиВК Банка России от 04. 2019 № 12-4-5/6091

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации по вопросам формирования электронного документа в виде формализованного электронного сообщения (далее – ФЭС), предусмотренного Указанием № 4936-У в соответствии с порядком, установленным Правилами , и сообщает следующее.

При представлении в уполномоченный орган сведений о приостановлении в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом, хотя бы одной из сторон которой является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица, показатель 15 «Код вида операции» таблицы 3. 2 Правил принимает значение <7001>.

Присвоение кода операции с денежными средствами или иным имуществом, проведенной по истечении дополнительного срока, на который она была приостановлена по решению уполномоченного органа, принятому на основании части третьей статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляется в зависимости от основания квалификации такой операции в качестве подлежащей обязательному контролю (<7004>, <7006>, <7102>).

При представлении в уполномоченный орган сведений о приостановлении операции с денежными средствами или иным имуществом, хотя бы одной из сторон которой является лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых межведомственным координационным органом было принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества показатель 15 «Код вида операции» таблицы 3. 2 Правил принимает значение <7004>.

При представлении в уполномоченный орган сведений о приостановлении и проведении операции с денежными средствами или иным имуществом, совершаемой физическим лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2. 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, показатель 15 «Код вида операции» таблицы 3. 2 Правил принимает значение <7006>.

Код вида операции 7003 может использоваться в качестве дополнительного в отношении операций, сведения о которых представляются в уполномоченный орган по кодам группы 70 «Операции, связанные с финансированием экстремистской, в том числе террористической деятельности», в частности по кодам 7001, 7002, 7006 (например, при совершении операций, указанных в подпунктах а) , в) настоящего вопроса).

Основанием для осуществления кредитной организацией обязательного контроля в соответствии с пунктом 1 статьи 7. 5 Федерального закона № 115-ФЗ и применения мер по замораживанию (блокированию), предусмотренных пунктом 5 статьи 7. 5 указанного Федерального закона № 115-ФЗ, является включение лица, совершающего операцию / которому принадлежат денежные средства или иное имущество, в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Соответственно, основанием для прекращения обязательного контроля и отмены примененных мер по замораживанию (блокированию) в соответствии с указанными нормами является исключение организации или физического лица из указанного перечня.

Департамент подтверждает, что по кодам вида операций 7001, 7004 и 7006 могут быть представлений в уполномоченный орган сведения о приостановлении операции и о совершении подлежащей обязательному контролю операции.

Функции по формированию и доведению до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом Перечня экстремистов и Перечня ФРОМУ относятся к компетенции Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Учитывая изложенное, по поставленному вопросу рекомендуем обратиться в Росфинмониторинг.

Вопрос урегулирован в связи с вступлением в силу Указания № 4936-У.

По вопросу 13.

Ответ на вопрос дан в письме Департамента от 14. 2019  № 12-4-5/5158 (вопрос 1).

По вопросам 14 и 54.

В соответствии с пунктом 3. 2 Правил информационная часть ФЭС для сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, о подозрительных операциях, о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) пунктом 8 статьи 7. 5 Федерального закона № 115-ФЗ операциях, формируется из показателей, приведенных в таблице 3. 2 Правил.

Показатель 24 «Основание совершения операции» таблицы 3. 2 Правил (состав которого приведен в таблице 2. 8 Правил) является условным, то есть его наличие в ФЭС обусловлено наличием соответствующих сведений.

По вопросам 15 и 39.

Ответ на вопросы содержится в письме Департамента от 11. 2019 № 12-4-5/4572 (вопрос 7).

По вопросу 16.

Источники информации, в соответствии с которыми осуществляется заполнение показателя 1 «Наименование юридического лица (филиала (представительства) юридического лица)» таблицы 2. 9 Правил и порядок его заполнения определены структурой данного показателя.

При этом отмечаем, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, фирменном наименовании юридического лица. Соответствующие сведения включаются в ЕГРЮЛ на основании представленных юридическим лицом в целях регистрации документов, включающих, в том числе, учредительный документ (пункт в статьи 2 Федерального закона № 129-ФЗ ).

Кроме того, Федеральным законом № 129-ФЗ установлена обязанность юридических лиц, в случае изменения своего наименования, в течение трех рабочих дней с момента изменения сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (пункт 5 статьи 5).

Таким образом, исходя из приведенных норм Федерального закона № 129-ФЗ представляется правомерным вывод о том, что наименование юридического лица (филиала (представительства) юридического лица), содержащиеся в его учредительных документах и ЕГРЮЛ должно совпадать.

По вопросу 17.

Сведения об участнике операции, не являющемся клиентом кредитной организации, представляющей сведения в уполномоченный орган, включаются в состав ФЭС в объеме, содержащемся в сопровождающих такую операцию (сделку) расчетных и иных документах.

Если участником операции является лицо, ранее находившееся на обслуживании в кредитной организации, представляющей сведений об операции в уполномоченный орган, но на дату представления таких сведений уже не являющееся ее клиентом, состав информации о таком лице, включаемый в ФЭС, определяется исходя из его статуса (клиент/не клиент) на дату совершения операции:

  • если на дату совершения операции лицо являлось клиентом – включается информация, установленная при его идентификации / обновлении сведений;
  • если на дату совершения операции лицо не являлось клиентом – включается информация, содержащаяся в сопровождающих такую операцию (сделку) расчетных и иных документах.
Читайте также:  КОДЫ ОШИБОК КОНДИЦИОНЕРА НЕОКЛИМА КАССЕТА

По вопросу 18.

В структуре показателя 5 «ОГРН» таблицы 2. 9 Правил порядок отражения сведений для юридических лиц — нерезидентов изложен в предлагаемой ассоциацией редакции.

Кроме того, в структуру данного показателя внесены изменения в части определения информации, включаемой в отношении международной организации.

По вопросу 19.

Порядок заполнения показателя 8 «Дата записи об аккредитации» таблицы 2. 9 Правил прямо определен структурой данного показателя — в данном показателе следует указывать информацию о дате записи об аккредитации (без учета процедур продления аккредитации) для филиала (представительства) юридического лица нерезидента, аккредитованного на территории Российской Федерации.

Отмечаем, что Положением № 499-П и Правилами не предусмотрено установление кредитной организацией сведений о дате начала осуществления деятельности (принятия решения о создании) филиала/представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации.

По вопросам 20 и 43.

Единоличный исполнительный орган юридического лица (далее – ЕИО) в силу прямого указания закона всегда является представителем юридического лица. В целях идентификации представителя клиента кредитная организация осуществляет сбор сведений и документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и приложениями к Положению № 499-П.

Перечень устанавливаемых в отношении представителя клиента информации и сведений позволяет кредитной организации однозначно установить, является ли такое лицо резидентом либо нерезидентом и, соответственно, заполнить показатель 2 «Признак резидента (нерезидента) единоличного исполнительного органа» таблицы 2. 1 Правил.

В отношении ЕИО участника операции, не являющегося клиентом кредитной организации, отмечаем следующее.

Показатель 33 «Сведения о единоличном исполнительном органе» таблицы 3. 2 Правил (состав которого приведен в таблице 2. 1 Правил) является условным, то есть его наличие в ФЭС обусловлено наличием соответствующих сведений.

При заполнении Банком информации о ЕИО контрагента клиента Банка, о котором Банк располагает лишь отдельными сведениями (например, только фамилия, имя, отчество), иные показатели, описывающие те сведения о ЕИО, которыми Банк не располагает, в ФЭС отсутствуют.

Дополнительно сообщаем, что в xsd-схемы электронных документов внесены уточнения в части изменения признака обязательности показателя 2 «Признак резидента (нерезидента) единоличного исполнительного органа» таблицы 2. 1 Правил на «У» (условный). Соответствующие изменения также будут внесены в Правила.

По вопросу 21.

Показатель 11 «Признак документа, удостоверяющего личность» таблицы 2. 10 Правил принимает значение <2> в случае, если участником операции является пребывающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин, имеющий визу (иной документ, подтверждающий право пребывания на территории Российской Федерации) и/или миграционную карту.

Показатель 11 «Признак документа, удостоверяющего личность» таблицы 2. 10 Правил принимает значение <6> в случае, если участником операции является пребывающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин, не имеющий визы (иного документа, подтверждающего право пребывания на территории Российской Федерации) и миграционной карты.

Учитывая изложенное, в приведенных в вопросе примерах, когда участником операции является иностранный гражданин, которому разрешен безвизовый въезд на территорию Российской Федерации, имеющий миграционную карту, либо иностранный гражданин, пребывающий на территорию Российской Федерации на основании визы, не имеющий миграционной карты, рассматриваемый показатель принимает значение <2>. При этом в отношении лица, прибывшего на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем оформления миграционной карты, показатель 14 «Сведения миграционной карты» таблицы 3. 2 Правил отсутствует.

Значение <8> показателя 11 «Признак документа, удостоверяющего личность» таблицы 2. 10 Правил прямо определено структурой данного показателя.

По вопросу 22.

Статьей 7. 4 Федерального закона № 115-ФЗ установлено требование предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению публичных должностных лиц (ИПДЛ, РПДЛ, МПДЛ, при совместном упоминании – ПДЛ) среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, то есть среди клиентов. Аналогичной обязанности в отношении представителей клиентов Федеральным законом № 115-ФЗ не установлено.

Присвоение значения показателю 19 «Признак принадлежности к публичным лицам» таблицы 2. 10 Правил должно осуществляться в строгом соответствии с описанием значений, приведенных в структуре данного показателя.

Учитывая изложенное, при отражении в ФЭС информации о представителе клиента данный показатель принимает значение <0>.

Если правилами внутреннего контроля кредитной организации предусмотрен расширенный подход к установлению родственников ПДЛ, при котором устанавливается не только близкое, но и иное родство с ПДЛ (например, сводные братья/сестры), и кредитная организация полагает необходимым отразить установленные сведения в составе ФЭС, такая информация может быть указана в показателе 41 «Дополнительная информация об участнике операции (сделки)» таблицы 3. 2 Правил.

По вопросу 23.

Согласно Правилам показатели 6 «Фамилия, имя, отчество или наименование» и 7 «Адрес места жительства (места нахождения)» таблицы 2. 11 Правил повторяются для каждого учредителя и доверительного собственника (управляющего).

По вопросу 24.

В соответствии с Правилами формат показателя 6 «Фамилия, имя, отчество или наименование» таблицы 2. 11 Правил определен как «ФИО» – для физического лица и «Т(1-500)» – для юридического лица, что соответствует xsd-схеме.

По вопросу 26.

Необходимая для заполнения показателя 2 «Наименование банка» таблицы 2. 13 Правил информация размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Справочник по кредитным организациям».

По вопросу 27 и 30.

Ответ на вопрос о том, какое время следует отражать в показателе 14 «Время совершения транзакции с использованием ЭСП» таблицы 3. 2 Правил дан в письме Департамента от 02. 2019 № 12-4-5/4983 (вопрос 5).

По вопросу 28.

Формат заполнения показателей 14 «Время совершения транзакции с использованием ЭСП» таблицы 3. 2 и 8 «Время применения мер по замораживанию (блокированию)» таблицы 3. 3 Правил для операций, совершаемых в г. Москва, определен структурой данного показателя.

Для приведенного в вопросе примера данный показатель заполняется значением «11:11:11 (МСК+00:00) (г. Москва)».

По вопросу 29.

Ответ на вопрос дан в письме Департамента от 26. 2019  № 12-4-5/4843 (вопросы 16, 22).

По вопросу 31.

Ответ на данный вопрос следует непосредственно из структуры показателя 22 «Сумма продаваемой валюты» таблицы 3. 2 Правил — в показателе указывается в случае совершения конверсионной операции сумма продаваемой физическим лицом иностранной валюты (в единицах соответствующей валюты). В ином случае показатель отсутствует.

Определенное структурой показателя 28 «Тип участника операции (сделки)» таблицы 3. 2 Правил значение показателя <0>, предполагает отсутствие у кредитной организации сведений об участнике операции, отражаемых в таблицах 2. 9, 2. 10 либо 2. 11 Правил. При наличии у кредитной организации соответствующих сведений, показатель 28 «Тип участника операции (сделки)» таблицы 3. 2 Правил не может принимать значение <0>.

Указываемое в показателе 10 «Код признака операции (сделки)» таблицы 3. 2 Правил значение зависит от основания квалификации операции (сделки) в качестве подлежащей обязательному контролю либо признания ее подозрительной.

Ответ на вопрос содержится в письмах Департамента от 26. 2019 № 12-4-5/4843 (вопрос 8) и от 14. 2019 № 12-4-5/5158 (вопрос 42).

Вопросы квалификации лиц в качестве выгодоприобретателей методологически проработаны и неоднократно доводились Департаментом до сведения кредитных организаций и их объединений.

Также обращаем внимание, что приведенный в определении перечень оснований для признания лица выгодоприобретателем является открытым.

Показатель 32 «Сведения о юридическом лице (филиале (представительстве) юридического лица)» таблицы 3. 2 Правил, состав которого определен таблицей 2. 9 Правил, заполняется всеми сведениями о юридическом лице (филиале (представительстве) юридического лица).

По вопросам 37-38, 52-53.

Ответ на вопросы дан в письмах Департамента от 11. 2019  № 12-4-5/4572 (вопрос 6) и от 26. 2019 № 12-4-5/4843 (вопрос 21).

Отмечаем, что Правилами прямо определены виды операций, в отношении которых заполняются те или иные строки ФЭС, в частности установлено, что строки 42-57 таблицы 3. 2 заполняются сведениями о переводах денежных средств, в том числе электронных денежных средств, а строки 58-61 указанной таблицы — сведениями о внесении наличных денежных средств на свой банковский счет или о получении наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств.

Таким образом, обязательность показателей, включаемых в соответствующие строки, определена только для операции соответствующего вида. В иных случаях показатели отсутствуют.

Показатели «Количество клиентов – организаций и физических лиц», «Количество клиентов – организаций», «Количество клиентов – физических лиц» исключены из таблицы 3. 4 Правил.

В целях выявления операции, подлежащих обязательному контролю по коду 1009 , необходимо руководствоваться перечнем соответствующих государств, утвержденным уполномоченным органом.

Вопрос не связан с применение Указания № 4936-У.

Подходы к порядку информирования кредитными организациями уполномоченного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) не изменились в связи с вступлением в силу Указания № 4936-У.

В соответствии с Правилами условия наличия условно-обязательных показателей (У) в электронном документе определены в графе «Структура показателя и дополнительная информация» соответствующих таблиц Правил.

Ответ на вопросы дан в письме Департамента от 11. 2019  № 12-4-5/4572 (вопрос 2).

В случае, когда функции ЕИО юридического лица (ЮЛ1) выполняет другое юридическое лицо (ЮЛ2), показатель 33 «Сведения о единоличном исполнительном органе» таблицы 3. 2 Правил заполняется сведениями о ЮЛ2, при этом показатель 1 «Тип единоличного исполнительного органа» таблицы 2. 1 Правил принимает значение <1> — единоличным исполнительным органом является юридическое лицо.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ представлению в уполномоченный орган подлежат сведения о совершенных клиентами кредитных организаций операциях, соответствующих критериям подлежащих обязательному контролю, либо признакам подозрительных операциях, а не данные отражения таких операций в бухгалтерском учете.

Учитывая изложенное и принимая во внимание ответ на вопросы 27 и 30 настоящего письма, в отношении операции, совершенной по банковской карте, ФЭС формируется на основании транзакции.

Правилами предусмотрено, что сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, выявленных после третьего рабочего дня, следующего за днем их совершения, представляются в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений, подтверждающих факт совершения таких операций.

Коды вида операций, при представлении сведений о которых подлежит заполнению показатель 9 «Дата выявления операции» таблицы 3. 2 Правил, прямо определены структурой данного показателя.

В случае, если кредитная организация полагает необходимым отразить в составе ФЭС информацию о дате получения сведений о совершении подлежащей обязательному контролю операции, код которой не предусмотрен структурой рассматриваемого показателя, такая информация может быть указана в показателе 69 «Дополнительные сведения» таблицы 3. 2 Правил.

Требование к составу документов, хранение которых обязана обеспечить кредитная организация в целях исполнения требований Указания № 4936-У, установлены пунктом 8 Правил.

Вопрос о хранении иной информации / ведении баз данных направленных в уполномоченный орган сообщений решается каждой кредитной организацией самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *