Тойота РАВ 4 2007 год 2,0 АКПП лев. руль
Быстрый переход в раздел:
Время выполнения скрипта: 0.1891. Количество выполненных запросов: 37, время выполнения запросов 0.1468
К нам в автосервис автомобиль попал с неисправностью: «обрыв цепи переднего правого датчика системы ABS».
Вот этот датчик, который работает на принципе магниторезистивного эффекта.
Слово страшное, а на самом деле все просто.
Такие датчики скорости (Active Wheel Speed Sensor) относятся к т.н «активным датчикам» и для их работы требуется питание 5 или 12 вольт. Давайте для начала сравним принципы работы активного датчика скорости и т.н «пассивного», то есть, привычного нам всем индукционного. На картинках все понятно, думаю, пояснять не надо.
Итак, принцип работы пассивного датчик скорости:
Слева осциллограмма, которую можно увидеть при его нормальной работе. Справа: «А» – требуемый воздушный зазор и т.н «задатчик скорости» или «гребенка» (разг.).
Далее смотрим принцип работы активного датчика скорости:
Обозначения:
1. Multipole ring – многополюсное кольцо (фото будет ниже)
2. Sensor – состоит из магнито-резистивных элементов
3. Sensor housing – корпус датчика
Multipole ring – представляет собой магнитный слой, нанесенный промышленным способом, причем, он состоит из чередующихся между собой N и S полюсов, расположенных по кругу и интергированных в подшипник, например, во внутреннее кольцо, как на фото ниже.
Это фото из предыдущих ремонтов и здесь видно, что этот магнитный слой разрушился, что явилось причиной неисправности системы ABS на автомобиле. Кстати, если присмотреться, то на оставшемся слое можно увидеть четкие сегменты, которые как раз и являются полюсами N и S.
При вращении колеса (и, естественно, подшипника), полюса N и S поочередно проходят мимо сенсора (магнито-резистивного элемента), который выдает на блок управления цифровой сигнал. Надо отметить, что Active Wheel Speed Sensor, в отличии от датчика скорости индуктивного типа, может регистрировать скорость начиная от нулевого значения.
Различие датчиков скорости пассивного и активного типов
Расположение Multipole ring (многополюсное кольцо), варианты:
Будем считать, что с принципом работы активных датчиков скорости разобрались. Ну а мы идем далее: надо же понять конкретную причину неисправности? Код неисправности, который нам предоставляет сканер – это просто код, описание, которое похоже на облако предположений:
– неисправен сам датчик скорости
– неисправна электрическая проводка (обрыв, коротыш и т.д)
– проблемы в контактных группах (разъемы)
Для проверки датчика скорости использовал устройство, которое придумал и собрал самостоятельно и о котором уже говорил.
Оказалось, что датчик скорости в исправном состоянии, а проблема, скорее всего, кроется в электрике – где-то плохой контакт, обрыв или тому подобное.
После осмотра неисправность обнаружилась:
Обратите внимание, что на правой стороне фото, там, где жгут уходит в моторный отсек, металл имеет неровность. То есть, его когда-то правили, чтобы придать благопристойный вид (и продать, естественно!). Вывод: «Когда-то автомобиль побывал в аварии, был удар в правую сторону».
Ну а я сделал надежно и почти на века: на клеевую термоусадку, бережно, аккуратно. Зачем два раза работу переделывать?
До свидания. Всем удачных ремонтов и ремонтников!
Кудрявцев Михаил Евгеньевич
(ник на форуме Легион-Автодата – AVTEL)
г. Москва, ул.Суздальская, д.9, автосервис “ВТС”.
Тел.: +7 (916) 626-71-98.
Союз автомобильных диагностов
Система антиблокировки тормозов (ABS) – общая информация и коды неисправностей
Схема расположения на автомобиле элементов ABS
Когда транспортное средство оборудовано тормозной системой обычного типа, резкое
выжимание педали ножного тормоза приводит к блокировке колес. При этом нарушается
сцепление протектора с дорожным покрытием, и автомобиль может пойти юзом, теряя
управляемость. Система антиблокировки тормозов (ABS) предотвращает преждевременную
блокировку колес, непрерывно управляя скоростью их вращения во время торможения
за счет модуляций давления гидравлической жидкости в каждом из тормозных механизмов.
ABS состоит из двух основных подсистем: электрической и гидравлической. В
электрическую часть системы входят четыре датчика скорости вращения колес, датчик
ускорения (G-датчик), электронный блок управления (ECU) и комплект соединительной
электропроводки (см. иллюстрацию Схема
расположения на автомобиле элементов ABS). Гидравлическая
часть включает в себя модулятор давления, суппорты/ колесные цилиндры тормозных
механизмов и соединяющие компоненты коммуникационные линии.
Принцип функционирования системы достаточно прост. Каждое из колес оборудовано
индивидуальным датчиком оборотов. Датчик состоит из ротора (кольца с равномерно
расположенными по его периметру зубцами) и чувствительного элемента в виде подмагниченной
катушки. Чувствительный элемент датчика фиксирует моменты прохождения мимо него
зубьев ротора и преобразует получаемую информацию в электрические сигналы, непрерывно
передаваемые на блок управления ABS. По результатам обработки поступающих сигналов
ECU получает информацию об относительной скорости вращения каждого из колес.
Пока все четыре колеса вращаются с одинаковой частотой, ABS пребывает в пассивном
состоянии. Как только любое из колес начинает блокироваться, блок управления
фиксирует изменение входящего сигнала и вырабатывает команду на срабатывание
модулятора, мгновенно сбрасывающего давление гидравлической жидкости в тормозном
механизме соответствующего колеса. Как только нормальное вращение колеса восстанавливается,
процессор приостанавливает функционирование модулятора. Заметим, что переключения
модулятора могут происходить со скоростью сотни раз в секунду.
Еще одним элементом ABS, используемым на моделях Infiniti QX4, является датчик
ускорения (G-датчик). Нормально замкнутый язычковый G-датчик установлен под
сборкой центральной консоли в салоне автомобиля (впереди рычага стояночного
тормоза) и служит для передачи на модуль управления ABS информацию о перегрузках,
возникающих во время разгона или торможения транспортного средства. Анализ поступающих
сигналов вкупе с данными, принимаемыми от колесных датчиков, и информацией о
рабочих параметрах силового агрегата позволяет процессору модуля определять
надежность сцепления протекторов колес с дорожным покрытием и осуществлять управление
функционированием гидравлического модулятора с учетом данного фактора.
В действительности схема функционирования ABS намного сложнее, чем это может
показаться, поэтому составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам
автомобилей производить попытки самостоятельного выполнения ремонта системы.
В случае возникновения неполадок разумнее всего будет обратиться к специалистам
автосервиса.
При выявлении любого рода нарушений функционирования ABS блок управления осуществляет
переход системы в аварийный режим путем отключения питания от гидромодулятора,
при этом соответствующий диагностический код заносится в память системы самодиагностики,
а тормозная система продолжает работать в обычном режиме (без ABS).
Диагностика отказов ABS
Проверьте уровень тормозной жидкости. Если уровень в норме, переходите к следующему
этапу проверки, в противном случае проверьте состояние тормозных колодок и исследуйте
гидравлический тракт системы на наличие признаков развития утечек. Устраните
выявленные неполадки, в случае необходимости произведите замену колодок, либо
подкорректируйте уровень путем добавления в резервуар ГТЦ соответствующего количества
гидравлической жидкости требуемого сорта.
Оцените исправность функционирования стандартной тормозной системы (включая
проверки состояния вакуумного усилителя и правильности регулировок тормозных
механизмов и стояночного тормоза). Произведите необходимые исправления.
Включите зажигание, и удостоверьтесь в исправности срабатывания контрольной
лампы ABS (см. Главу
Инструкция по эксплуатации). Запустите
двигатель, — контрольная лампа ABS должна погаснуть. При отказах контрольной
лампы следует произвести считывание занесенных в память процессора кодов неисправностей
(см. ниже), — сказанное относится также и к случаям срабатывания контрольной
лампы после разгона автомобиля до скорости свыше 30 км/ч и движения в данном
режиме в течение не менее 1 минуты.
Считывание кодов неисправностей (DTC) ABS
Считывание кодов DTC при помощи контрольной лампы ABS
При выявлении процессором неполадок в системе в приборном щитке загорается
и остается включенной контрольная лампа ABS. Диагностика неисправностей антиблокировочной
системы относится к числу достаточно сложных процедур и составители настоящего
Руководства не рекомендуют производить ее в домашних условиях. Тем не менее,
можно выделить ряд простейших проверок, которые вполне успешно могут быть произведены
собственными силами владельца автомобиля и позволяют качественно определить
причину отказа (см. далее).
Альтернативно коды могут быть считаны при помощи контрольной лампы ABS: при
помощи провода-перемычки заземлите клемму № 4 разъема CONSALT. Не выжимая педаль
ножного тормоза, включите зажигание. Спустя порядка 3 секунд контрольная лампа
начнет выдавать проблесковые сигналы, высвечивая занесенные в память процессора
коды. Цифра десятков кода определяется количеством проблесков лампы, длительностью
по 0.6 секунд, разделенных между собой паузами той же длительности, цифра единиц
кода отделена паузой длительностью 0.9 секунды. Цифра единиц кода определяется
количеством проблесков лампы, длительностью по 0.3 секунды. Момент начала считывания
отмечается выдачей кода 12 (один проблеск, пауза, два проблеска). Затем вновь
следует длинная (3.3 секунды) пауза, после которой лампа начинает высвечивать
хранящиеся в памяти блока управления коды.
Сначала лампа всегда высвечивает код начала считывания (12), далее идут коды
DTC (до трех подряд, начиная с последнего) (см. иллюстрацию Считывание
кодов DTC при помощи контрольной лампы ABS). Завершение процесса
подтверждается повторным высвечиванием кода 12. Если высвечивается только код
12, а симптом отказа имеет место, автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания
для выполнения стандартных диагностических проверок в соответствии с картой
симптомов. Причиной внесения кода в память процессора может являться самая простейшая
неисправность, — в первую очередь произведите следующие проверки:
К числу входящих в карту диагностических проверок симптомов относятся следующие:
Идентификационная карта кодов неисправностей ABS приведена в
Спецификациях.
Очистка памяти процессора ABS
После устранения выявленных неполадок в системе память процессора должна быть
очищена. Очистка памяти может быть произведена либо при помощи сканера, либо
путем двукратного заземления клеммы № 4 на 1 секунду в течение 12.5-секундного
интервала, — в течение всего времени удаления кодов контрольная лампа ABS остается
включенной, затем должна погаснуть.
Более подробная информация по сканерному считывателю приведена в Главе
Системы
питания и управления.
Toyota Rav4 (1994+). Руководство – часть 43
Регулятор давления Проверка
1. Установите манометры, для измере
ния давления в главном тормозном
цилиндре (переднем колесном тор
мозном цилиндре) и заднем колесном
2. Удалите воздух из манометров.
3. Создайте давление в главном тор
мозном цилиндре и измерьте давле
ние в заднем колесном цилиндре. Ес
ли полученные результаты не совпа
дают с данными в таблице, замените
регулятор.Примечание: при проверке, измеряйте
давление жидкости в левом переднем
и правом заднем или правом переднем
и левом заднем тормозных цилиндрах.
до 1995 г.
с 1995 г.
4. Прокачайте тормозную систему.
5. Проверьте отсутствие утечек.
Антиблокировочная система тормозов (ABS). 1 – диагностический разъем,
2 – модулятор давления, 3 – электронный блок управления ABS (модели с
левым рулем), 4 – управляющее реле ABS, 5 – датчик замедления, 6 – дат
чики частоты вращения задних колес, 7 – роторы датчиков частоты вра
щения задних колес, 8 – электронный блок управления ABS (модели с
правым рулем), 9 – датчики частоты вращения передних колес, 10 – рото
ры датчиков частоты вращения передних колес.
система тормозов (ABS) Описание системы
Электронный блок управления имеет
систему защиты от сбоев, которая
может определить любой сигнал или
неисправность в системе. При обна
ружении неисправности электронный
блок управления отключает систему
ABS, а на комбинации приборов заго
рается индикатор ABS.
1. Проверьте, что напряжение аккуму
ляторной батареи около 12 В.
2. Проверка индикатора ABS.
а) Включите зажигание.
б) Проверьте, что индикатор ABS за
горается на 3 секунды.
в) Если индикатор не загорелся,
проверьте, отремонтируйте или за
мените (при необходимости) предо
хранитель, лампу индикатора и жгут
3. Чтение кода неисправности.
а) Закоротите клеммы “Тс” и “Е/’
б) Снимите перемычку с клемм “WA”
и “WB” диагностического разъема.
в) Включите зажигание.
г) Если присутствует неисправность,
то через 4 секунды индикатор нач
нет мигать. Определите коды неис
– Код неисправности состоит из
двух цифр, первая цифра определя
ется по первоначальной серии
вспышек, затем после паузы в 1,5
секунды, следует вторая серия
вспышек, которая соответствует
второй цифре кода.
– Если кодов неисправности два или
более, то первым будет высвечи
ваться наименьший код, а затем
остальные коды в порядке возрас
тания. Между кодами будет 2,5 се
кундная пауза.
– После вывода всех кодов неисправ
ностей следует пауза в 4 секунды,
затем вывод кодов повторяется.
д) Если неисправность отсутствует,
то индикатор будет мигать с интер
валом 0,25 секунды.
е) После устранения неисправности,
произведите сброс кодов неисправ
ностей из памяти блока управления,
з) Разъедините клеммы “Тс” и “Ei” ди
агностического разъема и установите
перемычку на клеммы “WA” и “WB”.
к) Включите зажигание. Проверьте,
что индикатор ABS загорается, и че
рез три секунды гаснет.
Сброс кодов неисправностей
Примечание: данная операция должна
проводиться на стоящем автомобиле.
1. Включите зажигание.
2. Закоротите клеммы “Тс” и “Е/’ диаг
Таблица кодов неисправностей.
3. Нажмите на педаль тормоза 8 или
более раз в течение 3 секунд для
сброса кодов неисправностей, храня
щихся в блоке управления ABS.
4. Проверьте, что вспышки индикатора
соответствуют нормальному состоя
нию ABS (интервал 0,25 секунды).
5. Разъедините клеммы “Тс” и “E-i” ди
6. Проверьте, что индикатор погас.
Примечание: сброс также может быть
произведен при, снятии предохрани
теля “ECU-B”, но в этом случае про
изойдет сброс памяти других систем.
1. Если индикатор ABS горит постоян
но после включения зажигания и при
а) Отсоедините перемычку от диаг
ностического разъема и закоротите
клеммы “Тс” и “Ei”. Проверьте отсут
ствие кодов неисправностей, когда
б) Если индикатор мигает с интерва
лом 0,25 секунды при включенном
зажигании, то проверьте и замените
при необходимости управляющее ре
ле, и/или проверьте наличие коротко
го замьжания проводки между диаг
ностическим разъемом и клеммой
“WB” управляющего реле.
в) Проверьте правильность подсое
динения разъема к блоку управления
ABS и наличие всех клемм в разъеме.
г) При включенном зажигании про
верьте наличие напряжение 10 -14 В
между клеммой “IG” разъема блока
управления со стороны жгута про
водов и “землей”. Если напряжение
отсутствует, то неисправна цепь
д) Отсоедините разъем блока управ
ления ABS и перемычку диагности
ческого разъема. Если при включе
нии зажигания индикатор продолжает
гореть, то произошло короткое замы
кание в проводке между клеммой
“WA” блока управления ABS и пере
мычкой диагностического разъема
или индикатором. Если индикатор по
гас, то неисправен блок управпения.
2. Индикатор ABS не загорается на 3
секунды после включения зажигания,
а) Снимите перемычку и заземлите
клемму “WA” диагностического разъ
ема. Если индикатор не загорелся
при включенном зажигании, то не
исправна лампа или имеется обрыв
цепи между индикатором и предо
б) Отсоедините разъемы от блока
управления ABS, и заземлите клем
му “WA” разъема блока управления
со стороны проводов. Если индика
тор ABS не загорелся при включен
ном зажигании, то имеется обрыв
цепи между индикатором и ‘клеммой
“WA” блока управления.
в) При выключенном зажигании от
соедините разъемы управляющего
реле и проверьте наличие проводи
мости между клеммами “WA” и
“GND” со стороны реле электромаг
нитного клапана. Поменяйте поляр
ность подсоединения и проверьте
снова. Если проводимость односто
ронняя, то неисправен блок управ
ления ABS. Если проводимость не
односторонняя, то имеется короткое
замыкание диода внутри реле элек
Примечание: если произошло короткое
замыкание диода, клемма “WA” оказы
вается неработоспособной. При про
верке клеммы подсоедините разъем
блока управления ABS, и отсоедините
перемычку диагностического разъема.
Затем включите зажигание. Если ин
дикатор не загорелся, то клемма на
блоке управления неисправна. 3. Если индикатор ABS зажигается и
сразу гаснет, то проверьте наличие
короткого замыкания между клеммами
“Тс” или “Ts” и “Ei” диагностического
4. Если автомобиль уводит в сторону
при торможении; недостаточная эф
фективность работы тормозов; ABS
срабатывает при обычном торможении;
ABS срабатывает перед остановкой при
обычном торможении; сильная пульса
ция педали тормоза при работе ABS:
а) Снимите перемычку и закоротите
клеммы “Тс” и “Ei” диагностического
б) При включенном зажигании про
верьте отсутствие кодов неисправ
ностей (индикатор мигает с интерва
лом 0,25 секунды).
в) Проверьте правильность установки
датчиков частоты вращения и соот
ветствие моментов затяжки устано
вочных болтов допустимым нормам.
г) Проверьте систему диагностики
датчиков частоты вращения и дат
чика замедления. Если уровень сиг
нала ненормальный, то проверьте
датчики частоты вращения и заме
ните при необходимости.
д) Проверьте систему диагностики
чика замедления. Если изменение
сигнала нормальное, то проверьте
роторы датчиков и замените при не
е) Отсоедините разъем от блока
управления ABS и проверьте прово
димость между клеммами датчиков
частоты вращения со стороны жгута
проводов. Проводка датчика часто
ты вращения неисправна, если про
исходят ненормальные изменения
проводимости при попытке скручи
вания или сгибания.
ж) Проверьте наличие инородных ма
териалов или металлической стружки
на конце датчика.
з) Проверьте функционирование
датчика замедления через систему
диагностики. Если датчик замедле
ния работает неправильно, то дат
чик либо неисправен, либо установ
лен неправильно.
и) Проверьте функционирование мо
дулятора давления. Если модулятор
работает нормально, то замените
5. Если во время работы ABS слышен
звук проскальзывания резины (ABS ра
ботает недостаточно эффективно).
в) Проверьте напряжение между
клеммой “STP” блока управления и
“землей” при нажатой педали тор
моза. Если напряжение не соответ
ствует напряжению аккумуляторной
батареи, то имеется обрыв’цепи вы
ключатель стоп-сигналов и/или не
исправен сам выкпючатель.
г) Проверьте модулятор давления.
и датчика замедления
Внимание: при диагностике датчиков
частоты вращения тормозная сис
тема работает, как обычная (ABS не
ляторной батареи 10 -14 В.
горается на 3 секунды. Если индика
тор не загорелся, проверьте и заме
ните или отремонтируйте при необ
ходимости предохранитель, лампу
в) Проверьте, что индикатор ABS
г) Выключите зажигание.
3. Выполните следующую последова
а) Закоротите выводы “Ts” и “Е,” ди
агностического разъема в моторном
б) Запустите двигатель.
в) Убедитесь, что индикатор мигает
с частотой 4 раза в секунду, как по
казано на рисунке.
Таблица кодов неисправностей при диагностике датчиков.
. Проверка при движении.
На несколько секунд разгоните ав
томобиль до скорости более 45 км/ч.
Индикатор ABS гореть не должен.
. Чтение кодов неисправностей.
а) Остановите автомобиль. Индика
тор начнет мигать.
б) Закоротите клеммы “Тс” и “Ei”
Проверка работы датчика
Внимание: при диагностике датчика
замедления тормозная система рабо
тает, как обычная (ABS не работает).
1. Последовательно подсоедините 3
батарейки по 1,5 В.
2. Подсоедините положительный вы
вод блока батареек к клемме “VGS”
разъема датчика, а отрицательный
вывод – к клемме “GGND” разъема.
Внимание: во избежание повреждения
датчика, не подавайте напряжение 6 В
или больше на клеммы “VGS” и “GGND”
в) Определите количество вспышек
– При нормальной работе индика
тор мигает с частотой 2 раза в
6. Замените или отремонтируйте неис
правные компоненты системы.
Внимание: при ремонте или замене
деталей ABS выключите зажигание.
7. Разъедините клеммы “Тс”, “Ts” и
“Ei” диагностического разъема.
3. Проверьте напряжение между ми
нусовым выводом батареек и клем
мами “GL1” и “GL2” разъема.Примечание:
– При сильном наклоне датчика, он
может выдавать неправильное
– Если значения напряжения не соот
ветствует данным в таблице, то
замените датчик замедления.
– Не переворачивайте снятый с
около 2,3 В
2,3 В-4,5 В
Снятие и установка
– Установка производится в поряд
ке обратном снятию.
– После установки, заполните ба
чок тормозной жидкостью, прока
чайте тормозную систему и про
1. Используя спецприспособление, от
соедините 6 трубок тормозной систе
мы от модулятора давления.
Момент затяжки 15 Н-м
2. Отсоедините бачок рабочей жидкости
гидроусилителя рулевого управления.
а) Отверните болт и отсоедините
Модулятор давления. 1 – модулятор
давления, 2 – подушка, 3 – держа
тель, 4 – кронштейн, 5 – бачок рабо
чей жидкости гидроусилителя ру
шланг насоса гидроусилителя от
кронштейна модулятора давления.
б) Отсоедините бачок рабочей жид
кости гидроусилителя рулевого
3. Снимите модулятор давления с
а) Отсоедините 2 разъема.
б) Отверните 3 болта и снимите мо
Момент затяжки 19 Н-м
4. Отверните 3 гайки и снимите крон
штейн модулятора давления.
Момент затяжки 5,4 Н-м
5. Снимите 3 держателя и подушки.
2. Отсоедините разъемы.
а) Снимите подкрылок и отсоедините
2 разъема от управляющего реле.
б) Отсоедините разъем от модуля
3. Дальнейшая проверка производится
с помощью специального диагностиче
ского тестера (TOYOTA A.B.S. ACTUA